ВОСЬМИЗНАЧНОСТЬ символико-космологическое понятие из школ
проповедников древнеегипетского города Хемену (ныне по-арабски - Ешмунен),
эллинистического города Гермополис (Города восьми). В то время как другие
религиозные центры на первый план ставили понятие девятизначности, здесь
было умозрительно представлено в персонифицированной форме создание из
первобытного хаоса женско-мужской дуалистической системы: Нун и Наунет
были первобытной водой в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли
бесконечное пространство, Кут и Каукет - тьму, Амон и Амауит - таинственное
(пустоту). Эта восьмизначность произвела живых существ в образе лягушек
и змей, которые жили в доисторическом иле. Из него возвысился первый холм,
на котором Бог Солнца создал первые цветы лотоса. О значении этой "гермополитанской
космологии" говорит тот факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским
богом в Фивах. Восемь Бессмертных - образы китайской традиционной символики.
Они живут на островах блаженных. Чжан Голао был первоначально летучей
мышью, которая затем превратилась в человека. Он носил полую бамбуковую
трубочку (шумовой инструмент), часто также перо феникса и персик, дающий
долгую жизнь. Хань Чжунн был алхимиком, который мог превращать ртуть и
свинец в "желтое и белое серебро", обладал философским камнем и мог ходить
по воздуху; Хань Сянцзы мог заставить быстро расти цветы; его атрибут
- флейта; ХэСяньгу - это женщина, которая носит магический цветок лотоса;
Лань Цайхэ иногда понимается как андрогин л носит корзиночку с цветами
или фруктами, а порой и флейту; Те Гуайли носит клюку, как Сатурн в западной
астрологической символике. Его тело ошибочно было кремировано, в то время
как его душа еще блуждала вокруг, так что он должен был даже принимать
вид хромого нищего. Его атрибут - кабачок, из которого вылетает летучая
мышь. Люй Дунбин носит меч, поражающий демонов. О нем рассказывают, что
он вместо платы за гостиницу нарисовал на стене двух журавлей, которые
привлекали многих постояльцев, но журавли улетели, когда долг за проживание
был погашен. Цао Гоцзю - покровитель артистов, носит изысканную одежду
и обычно держит кастаньеты в руке. Чаще всего они изображаются вместе
сидящими на террасе и приветствующими только что прилетевшего на журавле
Хоу-Цзиня, бога долгожительства. Это излюбленные образы даосской иконографии.
См. Счастья боги, Числа. Традиционные символы Восьми Бессмертных - веер,
меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок
- символико-космологическое понятие из школ проповедников
древнеегипетского города Хемену (ныне по-арабски - Ешмунен), эллинистического
города Гермополис (Города восьми). В то время как другие религиозные центры
на первый план ставили понятие девятизначности, здесь было умозрительно
представлено в персонифицированной форме создание из первобытного хаоса
женско-мужской дуалистической системы: Нун и Наунет были первобытной водой
в мужском и женском виде, Хух и Хауит олицетворяли бесконечное пространство,
Кут и Каукет - тьму, Амон и Амауит - таинственное (пустоту). Эта восьмизначность
произвела живых существ в образе лягушек и змей, которые жили в доисторическом
иле. Из него возвысился первый холм, на котором Бог Солнца создал первые
цветы лотоса. О значении этой "гермополитанской космологии" говорит тот
факт, что один из ее образов, Амон, стал египетским богом в Фивах. Восемь
Бессмертных - образы китайской традиционной символики. Они живут на островах
блаженных. Чжан Голао был первоначально летучей мышью, которая затем превратилась
в человека. Он носил полую бамбуковую трубочку (шумовой инструмент), часто
также перо феникса и персик, дающий долгую жизнь. Хань Чжунн был алхимиком,
который мог превращать ртуть и свинец в "желтое и белое серебро", обладал
философским камнем и мог ходить по воздуху; Хань Сянцзы мог заставить
быстро расти цветы; его атрибут - флейта; ХэСяньгу - это женщина, которая
носит магический цветок лотоса; Лань Цайхэ иногда понимается как андрогин
л носит корзиночку с цветами или фруктами, а порой и флейту; Те Гуайли
носит клюку, как Сатурн в западной астрологической символике. Его тело
ошибочно было кремировано, в то время как его душа еще блуждала вокруг,
так что он должен был даже принимать вид хромого нищего. Его атрибут -
кабачок, из которого вылетает летучая мышь. Люй Дунбин носит меч, поражающий
демонов. О нем рассказывают, что он вместо платы за гостиницу нарисовал
на стене двух журавлей, которые привлекали многих постояльцев, но журавли
улетели, когда долг за проживание был погашен. Цао Гоцзю - покровитель
артистов, носит изысканную одежду и обычно держит кастаньеты в руке. Чаще
всего они изображаются вместе сидящими на террасе и приветствующими только
что прилетевшего на журавле Хоу-Цзиня, бога долгожительства. Это излюбленные
образы даосской иконографии.
Восьмизначность: Традиционные символы Восьми Бессмертных
- веер, меч, кабачок, кастаньеты, корзина с цветами, бамбук, флейта, цветок
Восемь. В духовном смысле восьмерка - цель посвященного,
прошедшего семь ступеней или Небес, и, тем самым, число вновь обретенного
рая, а также возобновления, восстановления, счастья, совершенного ритма.
Восьмой день породил нового, совершенного человека. После семи дней поста
и покаяния на восьмой наступает духовное обновление. Число октавы (7+1)
и всего начинаемого заново. Как первый куб двойки, означает трехмерность,
а также совершенство шести граней куба. Восемь ветров и сторон света вместе
с промежуточными направлениями. Восьмерка символизирует также пары противоположностей.
Восьмиугольник - это начало превращения квадрата в круг и наоборот. У
буддистов восьмерка - это полнота, совокупность всех возможностей. Восемь
символов доброго предзнаменования. У китайцев она означает целое, все
возможности в проявленном виде, удача. Ба-гуа - это восемь триграмм
и пар противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего
время и пространство. Восемь радостей человеческого существования. В христианстве
означает восстановление и возрождение. Крещальня обычно бывает восьмиугольной,
что символизирует место возрождения. Восемь заповедей блаженства. В Египте
восемь - число Тота; у евреев - совершенное понимание, слава, численное
значение букв 1НУН, "число Господа"; восемь дней освящался Храм. Восемь
- магическое число Гермеса. В теологии герметизма один главный Бог - Тот
(Гермес) и восемь второстепенных богов. В индуизме 8х8 означает порядок
небесного мира, установленный на земле. Строение храмов воспроизводит
мандалу(см.), которой свойственна та же символика - 8х8. Существует восемь
областей мира, восемь солнц, частей дня, чакр. В исламе престол, управляющий
миром, .поддерживают восемь ангелов, соответствующих восьми направлениям
и восьми группам букв арабского алфавита. У японцев восемь означает "много";
на небе восемь богов. По Платону, светящийся небесный столп окружают восемь
сфер разного цвета. У пифагорейцев восемь означает трехмерность и стабильность.
В шумеро-семитской традиции восемь - магическое число Неба. У даосов восемь
означает все возможности в проявленном виде, причем ба-гуа символизируют
силы феноменального мира, а также восемь даосских святых или бессмертных.
Восемь — число воскресения Господня, ибо именно на восьмой
день после въезда в Иерусалим Христос воскрес из мертвых. Многие крещенские
купели сделаны в форме восьмигранника.
Число "семь" известно своей широко распространенной
символикой, тогда как "восемь" менее в этом смысле принимается
во внимание, но оно имеет значение в толковании Нового завета. В качестве
"восьмого дня творения" понимается воскресение Иисуса Христа
и начало вечности, вследствие чего купели для крещения часто имеют восьмиугольную
форму. Восьмиугольная звезда используется в романском искусстве; на восемь
частей разделены круглые готические окна (роза); имеют подобный смысл
и восемь вершин Мальтийского креста. Буддизм покоится на "восьми
простых путях" .
ВОСЕМЬ - конечное равновесие.
Парное, женское и пассивное, первое кубическое число (2х2х2=8),
восемь воплощает Землю, ее объем.
• Пифагорейцы, называвшие это число Великим Тетрактисом,
сделали его символом любви и дружбы, благоразумия и размышления.
• В Вавилоне, Египте и Аравии оно было числом редупликации
и посвящалось Солнцу: 2 х 2 х 2,— отсюда солнечный диск со вписанным в
него крестом с восемью перекладинами.
<• Египтяне считали его числом космического порядка: ученики
Тота, Повелителя числа восемь, считали, что оно создало четыре пары космических
божеств, огдоаду, сотворившую, в свою очередь. Мировое Яйцо, из которого
вышел бог Ра — устроитель Вселенной (первичный бог, создавший восемь других
божеств, установивших единство Космоса). Действительно, Тот является покровителем
писцов, богом мудрости, праотцом письменности, летосчисления и календаря
египтян, т.е. порядка и организованности.
• Эту уравновешивающую космическую функцию Восток представляет
восемью спицами колеса буддистского закона, восемью правилами поведения,
восемью министрами Китайской империи, восемью лепестками лотоса, восемью
дорогами Дао, восемью основными триграммами, восемью опорами Минг-Танг,
восемью формами Шивы (иногда представленными восемью лингамами, расположенными
вокруг центрального), восемью руками Вишну, восемью хранителями пространства,
восемью планетами, вращающимися вокруг Солнца, восемью родами жрецов Зороастра.
Эта функция была адаптирована христианством с его восемью
ангелами-носителями небесного трона, восемью состояниями блаженства.
• В Китае число восемь — это основа мироустройства: кроме
восьми небесных опор и восьми стран света, есть восемь космических гор,
восемь дверей для восьми дождевых туч и восьми ветров, восемь триграмм,
восемь символов просвещенного человека (жемчужина, фонолит, монета, ромб,
книги, рог носорога, картины и лист тысячелистника), восемь символов бессмертия
(веер, меч, калебаса, кастаньеты, корзина с цветами, бамбуковая трость,
флейта, лотос), восемь символов конфуцианства (морской моллюск, зонтик,
балдахин, лотос, сосуд, яд, узел бесконечности, колесо Закона) и медицинских
признаков (наружный-внутренний, холодный-горячий, тонкий-толстый, негативный-позитивный).
• Восемь зодиакальных делений или восемь половин четырех
времен года (каждый сезон пополам) аналогичны восьми сферам Ману и восьми
разделениям неба в греческой традиции.
• Кроме того, число восемь (ва) управляет жизнью человека:
в восемь месяцев у него появляются молочные зубы; в восемь лет они выпадают,
в 2х8 лет он достигает половой зрелости, в 8х8 лет становится импотентом.
• Для японцев, адаптировавших китайскую систему, восемь
означает множественность.
В Хиросиме есть восьмиугольное здание, воздвигнутое в
1932 году, в котором находятся статуи восьми мудрецов мира (Будды, Конфуция,
Сократа, Иисуса и др.), что символизирует неисчислимые формы мудрости,
управляющей духовным напряжением и поиском.
• В мифологии упоминается о восьми облаках; восьмигранном
священном зеркале; зале восьми саженей, в котором первая чета произвела
на свет землю и то, что ее населяет; змее, свернутой в восемь колец, с
восемью хвостами и восемью головами, которая, согласно преданию, проглатывала
восемь девочек — земных дочерей Ками, и была побеждена с помощью восьми
глиняных кувшинов с сакэ, очищенным восемь раз и налитым в восемь чанов,
размещенных на восьми настилах за восемью дверьми.
• Восемь ассоциируется с идеей обновления, воскрешения,
откуда берет начало восьмиугольная форма купелей: четыре — тела, три —
души и одна — божественная, Число восемь объединяет, таким образом, необходимые
условия для рождения новой жизни. По мнению Климента Александрийского,
Христос помещает под знак восьмерки того, кого Он воскрешает.
• Это также число:
— отдыха (после седьмого дня Творения), совершенного согласия,
равновесия каббалистов, срединного мира между окружностью неба и квадратурой
земли, местом остановки открытого проявления;
— ответного действия и уравновешивающей справедливости,
союза небесной и земной сфер.
• Если деление на четыре символизирует земной мир и, в
более широком смысле, внутреннюю работу каждого человека, то деление на
восемь, которое предполагает, кроме того, четыре промежуточных точки,
символизирует промежуточный мир между Небом и Землей, воплощая целостность,
или полноту космического проявлевия.
Эта целостность есть конечное равновесие, результат эволюционного
процесса, т.е. этапы преодоления фатальных последствий каких-либо действий
(самсара), что обусловливает значение этого числа в буддизме и восточных
традициях.
• В Греции восемь посвящалось Дионису, восьмому месяцу
года.